Гравирование машинное. — В гравюрах встречаются места, где надо проводить ряды однообразных параллельных прямых или кривых линий. В этих случаях можно пользоваться механическими приспособлениями; простейшее из них состоит из металлической линейки, которая может быть перемещаема на весьма малые величины параллельно самой себе. Очень тонкий стальной или, еще лучше, алмазный резец проводится по гравюре вдоль линейки при постоянном нажатии. Иногда бывает нужно провести ряд линий, все более и более темных, чтобы представить, например, постепенное уменьшение света к горизонту или, наоборот, в вышину; для этого поверх резца помещается чашечка, остающаяся пустою при проведении слабых линий; после этого кладут в чашечку последовательно одну, две и более дробинок (в 2 1/2 мм), отчего резец нарезывает все более и более глубокие линии, принимающие при печатании все более и более чернил (Jobard в Брюсселе). Иногда гравировка производится волнообразными, концентрическими круговыми, эллиптическими линиями при помощи соответственных машин. Иногда для украшения металлической поверхности на ней вырезается ряд линий прямых, волнообразных или вообще кривых, параллельных между собою или взаимно пересекающихся. — Это будет гильоширование (см.). Самое замечательное приложение машин встречается в так назыв. портретных машинах (tour à portrait), появившихся в конце прошлого или начале нынешнего столетия (маркиз de Parois), для Г. на меди копий с медалей и барельефов. Обыкновенно граверная доска покрывается лаком и вырезанный на ней машиной рисунок вытравляют крепкой водкой, подправляя потом, где нужно, резцом. Лучшей из машин этого рода считается Коласа (Colas), устроенная в пятидесятых годах; сущность ее устройства заключается в следующем. Горизонтальная платформа, на которую укладывается медная или стальная граверная доска, может быть передвигаема на равные небольшие величины посредством винта; у ее края находится другая платформа, подвижная по вертикальному направлению. Движение обеих платформ одновременно. В пространстве между двумя платформами имеется тележка, подвижная по направлению, параллельному плоскостям обеих платформ. Тележка может двигаться, кроме того, перпендикулярно вертикальной платформе. Она снабжена горизонтальным и вертикальным стержнями; один — с притупленным острием, другой — с острым стальным или алмазным концом. К вертикальной платформе прикрепляется барельеф или медаль, с которой хотят гравировать. При передвижении тележки тупой штифт движется по барельефу, и в то же время острый резец по граверной доске. При движении первого по плоской части поверхности резец чертит прямую линию; при поднятии же первого на выпуклую часть и опускании с нее направление движения резца становится волнистым. Гравюра получает рельефный вид, приятной, как бы металлической поверхности. Передвинув немного платформы посредством винта, снова проводят по барельефу тупой штифт от начала до конца, и т. д. Таким образом на медной доске резец проводит ряды параллельных прямых линий, выражающих собою плоскую поверхность, служащую основанием барельефа, и ряды волнообразных линий, то расходящихся, то сближающихся, представляющих свет на выпуклых частях и тень на вогнутых частях рельефа. Отпечаток с гравюры получает рельефный вид приятного металлического тона. Для образца воспроизводим одну из них .
Кроме машины Коласа, существуют еще Гефеля, Бата, Вагнера, Перкинса, Штейервальда и многие другие. Последняя названная, гравируя очень близкими штрихами, придающими ей издали подобие акватинты, очень верно воспроизводит мелкие подробности; но эстампы этого рода не особенно красивы.
P.S. Оригинал статьи - http://www.vehi.net/brokgauz/all/031/31019.shtml